Preview

Человек и его здоровье

Расширенный поиск
Том 24, № 3 (2021)
https://doi.org/10.21626/vestnik/2021-3

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

4-13 471
Аннотация


Несмотря на разработку и внедрение клинических рекомендаций, появление современных эффективных препаратов для лечения хронической сердечной недостаточности (ХСН), данная патология неуклонно прогрессирует, непосредственно снижая качество жизни и ее продолжительность. При этом эффективность терапии зависит напрямую, в том числе, и от наличия высокой приверженности терапии у больных ХСН как на старте лечения, так и при последующей ее коррекции. Нельзя также недооценивать значение готовности пациентов и к модификации образа жизни. Кроме того, значительную роль играет также приверженность врачей к полному соблюдению клинических рекомендаций. Отсутствие соответствия между принципами, изложенными в рекомендациях, и реальными назначениями исключает возможность достижения контроля над симптомами ХСН и положительного влияния на прогноз. Данный обзор направлен на оценку изученности приверженности к лечению как пациентов с ХСН, так и их врачей с акцентом на российские исследования и реальную клиническую практику (РКП), в сравнении с исследованиями зарубежных авторов. К сожалению, до настоящего времени проблема комплаентности в разрезе ХСН в Российской Федерации недостаточно изучена в крупномасштабных исследованиях, регистры больных ХСН в большей степени позволяют выявить клинико-эпидемиологические особенности течения заболевания у них, практически не затрагивая вопросы приверженности. При этом следует отметить, что проблема приверженности как врачей, так и пациентов является безусловно актуальной, поскольку зачастую определяет дальнейший прогноз у больных с ХСН, что объясняет научно-практическую значимость проведения крупных исследований с последующим тщательным анализом и поиском способов ее повышения.

14-21 367
Аннотация

Цель исследования: оценить диагностическую эффективность нейротрофических белков BDNF, NGF, NT3 в качестве прогностических маркеров неврологических, функциональных и когнитивных нарушений в остром периоде инфаркта мозга у пациентов с апноэ во сне и без него.

Материалы и методы. Обследовано 52 пациента в первые 72 часа от начала инфаркта мозга (ИМ). Обследование включало оценку по шкалам NIHSS, mRs и МОСА (в первые 72 часа и через месяц); исследование концентрации белков BDNF, NGF, NT3 в плазме иммуноферментным методом и респираторную полиграфию. Пациенты были разделены на основную группу (32 пациента с апноэ во сне (АС)) и группу сравнения (20 пациентов без АС). Группу контроля составили 32 пациента без ИМ и АС.

Результаты. У пациентов основной группы в конце острого периода ИМ в качестве эффективных прогностических маркеров неблагоприятного функционального исхода (MRs≥3) установлены пороговые концентрации белков BDNF ≤1605,2 пг/мл (AUC - 80%), NGF ≤697,37 пг/мл (AUC - 78%) и NT3 ≤400,7 пг/мл (AUC - 70%); выраженного неврологического дефицита (NIHSS>4) - белка BDNF ≤1994,8 пг/мл (AUC - 75%); наличия когнитивных нарушений (MOCA <26) - белков BDNF ≤1724,7 пг/мл (AUC - 76%) и NGF ≤858,55 пг/мл (AUC - 73%). У пациентов группы сравнения пороговая концентрация белка BDNF ≤1189,6 пг/мл установлена в качестве эффективного прогностического маркера неблагоприятного функционального исхода (AUC - 85%) и выраженного неврологического дефицита (AUC - 80%).

Заключение. Нейротрофические белки обладают хорошими показателями диагностической точности в качестве прогностических маркеров неврологических, функциональных и когнитивных нарушений в конце острого периода ИМ у пациентов с АС и без него.

22-32 381
Аннотация

Цель: оценить состояние производных интервала QT у больных с хроническими формами ИБС в течение различных периоперационных периодов плановой открытой холецистэктомии в условиях общей анестезии, а также определить возможность использования мельдония для профилактики нарушений продолжительности интервала QT.

Материалы и методы. Пациенты с диагнозом желчнокаменная болезнь с верифицированными формами хронической ИБС (стенокардия напряжения I и II ФК) распределены на 2 группы: 1-я - контрольная, получавшая традиционную периоперационную терапию, и 2-я - основная, получавшая дополнительно мельдоний. Оценивалась динамика корригированного интервала QT (QTс) и дисперсии интервала QT (DQT). Анализ проводился путем суточного холтеровского мониторинга ЭКГ, в котором выделялись 6 временных периодов: 1 - накануне операции (18 час); 2 - в течение 6 часов перед операцией; 3 - введение в анестезию; 4 - поддержание анестезии; 5 - выход из анестезии; 6 - на 2-е сутки после операции (18 час). \

Результаты. Установлено повышение величин QTс и DQT в периоды введения, поддержания и выхода из анестезии только в контрольной группе. Включение мельдония в периоперационную терапию у пациентов с ИБС сопровождалось отсутствием удлинения интервала QTс и увеличением значений DQT в периоды введения, выхода и поддержания анестезии.

Заключение. Периоперационный период сопровождался удлинением продолжительности интервала QTс и увеличением значений DQT в группе, получающей традиционную терапию. Включение мельдония сопровождалось отсутствием увеличения значений QTс и DQT в течение большинства периодов наблюдения.

33-38 333
Аннотация

Цель работы: оценить роль эндотелиального фактора роста сосудов и моноцитарного хемоаттрактанта в развитии детского церебрального паралича.

Материалы и методы. Проведено обследование 77 детей с разными клиническими формами детского церебрального паралича, в возрастной категории от 1 до 16 лет. Определено содержание моноцитарного хемоаттрактанта (МСР) и фактора роста сосудов (VEGF) при разных формах ДЦП. Полученные данные обрабатывались статистически.

Результаты. При анализе полученных данных выявлено значительное увеличение показателей моноцитарного хемоаттрактанта и фактора роста сосудов у детей с детским церебральным параличом по сравнению со здоровыми детьми. Существенных различий между показателями МСР и VEGF у детей с ДЦП и коморбидной патологией и детей с ДЦП без наличия сопутствующей патологии не выявлено.

Заключение. Авторы представленного анализа делают заключение о высокой диагностической значимости определения моноцитарного хемоаттрактанта и фактора роста сосудов для выявления предрасположенности к развитию ДЦП. Своевременное обнаружение повышения уровня указанных факторов дает более широкие перспективы для ранней диагностики заболевания и, соответственно, для ранней реализации реабилитационных мероприятий.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

39-49 508
Аннотация

Цель: исследование возможности фармакологической коррекции острого повреждения легких аспирационного генеза липосомальной формой дексаметазона в эксперименте.

Материалы и методы. Для эксперимента были изготовлены простые липосомы из фосфатидилхолина и холестерола со средним размером 320±50 нм и концентрацией дексаметазона 2,98±0,02 мг/мл. В исследовании использованы беспородные белые крысы, которые были разделены на четыре группы по 16 особей. 1-я группа Контроль (без экспериментальной терапии), 2-я группа - Опыт 1, где внутривенно однократно вводился раствор дексаметазона в дозе 6 мг/кг, 3-я группа - Опыт 2, где внутривенно однократно вводили комбинацию раствора дексаметазона (6 мг/кг) и гипертонического (7,5%) раствора NaCl, 4-я группа - Опыт 3, где внутривенно однократно вводили липосомы с дексаметазоном (6 мг/кг) в гипертоническом (7,5%) растворе NaCl. Анализу подлежали основные функциональные показатели животных (частота сердечных сокращений, артериальное давление, насыщение гемоглобина кислородом, парциальное давление кислорода крови и частота дыхания). Анализ функциональных показателей проводили до моделирования острого повреждения легких и спустя 5 мин, 1, 4, 24 часа и 6 суток. В конце эксперимента (6-й день) производили оценку степени легочного отека и гистологических признаков острого повреждения легких. Оценку морфологии производили количественно в каждой группе.

Результаты. В исследовании было установлено, что липосомальный дексаметазон в гипертоническом растворе NaCl при внутривенном введении эффективнее, чем водный раствор дексаметазона, корригирует функциональные нарушения при остром повреждении легких. Сочетание гипертонического раствора хлорида натрия с дексаметазоном более выраженно повышает артериальное давление снижает степень легочного отека. При аспирации ацидин-пепсина липосомальный дексаметазон в гипертоническом растворе NaCl наиболее эффективно повышал выживаемость животных.

Заключение. В сравнении с дексаметазоном в гипертоническом растворе NaCl липосомальный дексаметазон эффективнее повышает выживаемость животных и защищает ткань легких от аспирационного повреждения ацидин-пепсином.

50-60 355
Аннотация

Цель: изучить возможности прогнозирования формы запирательного отверстия в зависимости от формы полости костного малого таза в аспекте хирургического лечения стрессового недержания мочи у взрослых женщин.

Материалы и методы. Изучен 61 препарат женского костного таза. Разработан пельвиометрический бланк, в соответствии с которым оценивали линейные, угловые параметры таза и запирательного отверстия, индексы полости малого таза и запирательного отверстия. Для классификации форм запирательного отверстия был применен пошаговый дискриминантный анализ.

Результаты. На основании рассчитанных индексов полости малого таза определяли ее форму: суживающаяся книзу, цилиндрическая и расширяющаяся книзу. С помощью дискриминантного анализа разработана модель для прогнозирования формы запирательного отверстия в зависимости от формы малого таза. При этом выделено две основные формы запирательного отверстия: треугольная и эллипсовидная. Установлено, что треугольная форма запирательного отверстия наиболее характерна для цилиндрической формы полости малого таза и в несколько меньшей степени для суживающейся книзу формы. У расширяющейся книзу формы полости малого таза доминировала эллипсовидная форма запирательного отверстия. Также показано, что для суживающейся книзу формы полости малого таза характерен узкий подлобковый угол, а для расширяющейся книзу формы - широкий.

Заключение. Представленный индекс латерального отклонения седалищных бугров позволяет определить форму полости малого таза: суживающуюся книзу, цилиндрическую и расширяющуюся книзу. Метод дискриминантного анализа с высокой степенью достоверности предоставляет возможность прогнозировать форму запирательного отверстия в зависимости от формы полости малого таза.

61-69 544
Аннотация

Изучение и применение представителей семейства трансформирующего ростового фактора бета (TGF-β) в практической медицине остается актуальной задачей в настоящее время. Более подробное изучение свойств и активности белков, относящихся к TGF-β, открывает новые возможности в лечении и диагностике заболеваний, связанных со скелетной мускулатурой, женской репродуктивной системой, онкологией и сердечно-сосудистой системой, а также в разработке лекарственных средств на их основе. В данной работе рассмотрена роль TGF-β в развитии опухолей и потенциал этого белка в качестве терапевтической мишени, а также сигнальный путь, многообразные белки-маркеры и различные типы рецепторов, включенные в данный процесс. При развитии опухоли TGF-β использует два пути: классический SMAD-зависимый путь и не-SMAD-зависимый путь. На ранних стадиях онкогенеза TGF-β действует как опухолевый супрессор, вызывая цитостатический эффект и апоптоз в нормальных и предзлокачественных клетках. Однако после развития опухоли TGF-β функционирует как промотор опухоли, запускающий переход эпителия в мезенхиму, что приводит к повышенной инвазивности и развитию метастазов. Исследована роль TGF-β при онкогенезе в разных системах органов, в том числе при раке молочных желез, толстой кишки, желудка, гепатоцеллюлярной карциноме, раке щитовидной железе и др. Конкретно TGF-β1 вызывает широкий спектр разных физиологических реакций, регулирует развитие, дифференцировку, канцерогенез и опухолевую прогрессию эпителиальных клеток, оказывает множественное влияние на весь процесс кроветворения. Представлены направления для создания препаратов для лечения опухолей, нацеленные на TGF-β.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-5746 (Print)
ISSN 1998-5754 (Online)