КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
Цель исследования - оценить клиническую эффективность сочетания сфокусированной ударно-волновой терапии и супериндуктивной магнитотерапии при лечении подошвенного фасциита (пяточной шпоры). Материалы и методы.Под наблюдением находилось 70 пациентов с подошвенным фасциитом (пяточной шпорой). В зависмости от клинической картины больные были распределены на 3 группы: основная (n=20) - пациенты, которым выполняли супериндуктивную магнитотерапию и ударно-волновую терапию; сравнения (n=40) - пациенты, которым выполняли ударно-волновую терапию; контрольная (n=10) - пациенты, которым выполняли местную инъекцию гормона с анестетиком. Результаты. Выявлено, что комплексное лечение подошвенного фасциита (пяточной шпоры) сфокусированной ударно-волновой терапией и супериндуктивной магнитотерапией позволяет получить у 90% больных удовлетворительные результаты спустя 2 недели после окончания лечения и 100% результаты спустя 4 недели после окончания лечения. Это достоверно выше, чем при терапии только УВТ (ударно-волновой терапией) (р<0,05). Купирование болевого синдрома при подошвенном фасциите (пяточной шпоре) напрямую связано с наличием отека в пяточной области. У больных с отеком необходимо включать в лечение курс супериндуктивной магнитотерапии перед выполнением УВТ (ударно-волновой терапии). Заключение. Изучение результатов лечения подошвенного фасциита (пяточной шпоры) только методом ударно-волновой терапии и в сочетании с методом супериндуктивной магнитотерапии позволит оптимизировать стратегию лечения пациентов с подошвенным фасциитом (пяточной шпорой) при различной клинической картине заболевания. Ключевые слова: подошвенный фасциит; пяточная шпора; пяточная боль; сфокусированная ударно-волновая терапия; супериндуктивная магнитотерапия; SIS терапия; высокоинтенсивная магнитотерапия.
Частота встречаемости артериальной гипертонии (АГ) у женщин значительно увеличивается с наступлением климактерического периода. Возрастная гипоэстрогения приводит как к повышению артериального давления (АД), так и к нарушению его суточного профиля. Последнее может приводить к нарушению мозгового кровотока. Цель: изучить особенности церебральных расстройств у женщин с АГ в климактерическом периоде и без нее с помощью реоэнцефалографии, а также их взаимоотношений с некоторыми показателями суточного профиля АД. Материалы и методы. Проведено клинико-инструментальное обследование 190 женщин в климактерическом периоде (141 человек - с АГ и 49 - без АГ), которые были разделены на группы в зависимости от наличия АГ и периода перименопаузы. Инструментальное исследование включало суточное мониторированаие АД и реоэнцефалографию. Результаты. Переход от пре- к постменопаузе сопровождался усилением степени артериальной гипертонии, причем повышалось преимущественно систолическое АД. При исследовании суточного профиля АД отмечалось и его изменение в виде недостаточного или чрезмерного ночного снижения, а также нарастания скорости и величины утреннего подъема как у женщин с АГ, так и без нее. Выявленные нарушения оказались более выраженными в постменопаузе и сопровождались изменением мозгового кровообращения, что может приводить к ишемическим и геморрагическим церебральным осложнениям. Заключение. Сопоставление показателей реоэнцефалографии и суточного мониторирования артериального давления у женщин в климактерическом периоде выявило изменения мозгового кровообращения, наиболее выраженные при наличии артериальной гипертензии и после наступления менопаузы.
Цель исследования: изучить физико-механические свойства двухкомпонентных губчатых гемостатических имплантов. Материалы и методы. Опытная группа двухкомпонентный образец № 1 на основе Na-КМЦ сравнивалась с образцами: № 3 Surgicel, № 2 Tachocomb. Для определения остаточной деформации образцы сжимали с последующей фиксацией восстановления толщины. Для определения сорбционной способности образец взвешивали, помещали в дистиллированную воду, перемещали в подготовленную пробирку, центрифугировали, измеряли массу губки. Пористость определялась в той же последовательности, но погружались импланты в ортоксилол. Для определения адгезии образцы помещались между двумя пластинами и фиксировалась сила разобщения импланта с поверхностью пластины. Результаты. Коэффициент пористости образца № 1 больше, чем № 2, № 3 на 0,61 и 0,87. Адгезивные свойства образца №1 на 0,28 больше, чем №2 и на 0,45 больше, чем №3. Сорбционная способность единицы массы образца № 1 в 2,5 раза больше, чем № 2, и в 2,47 раза больше, чем № 3. Значения остаточной деформации образцов № 1 и № 2 были меньше, чем № 3, на 1,18 и 2,87. Значения образца № 1 были выше, чем № 2, на 1,69. Заключение. В ходе исследования установлено, что образец № 1 имеет более высокие показатели коэффициента пористости, адгезии, сорбционной способности в сравнении с аналогами. При сравнении остаточной деформации образец № 1 уступил образцу № 3.
Цель - представить обзор литературных данных, касающихся механизмов развития, методов диагностики и подходов к профилактике кардиоваскулярной токсичности, индуцированной противоопухолевой терапией. В данном обзоре освещается проблема кардиотоксичности, обусловленной химиотерапией и таргетными препаратами, которая в настоящее время является крайне актуальной. Клинически значимые повреждения миокарда, вызванные современными цитостатиками, приводят к значительному снижению не только качества, но и продолжительности жизни больных с онкопатологией. По сравнению с традиционной химиотерапией, таргетная терапия рака является новой стратегией, в которой ингибируются ключевые молекулы в сигнальных путях, участвующих в канцерогенезе и распространении опухоли. Таргетная терапия рака оказывает меньшее неблагоприятное воздействие на нормальные клетки и считается будущим химиотерапии. Однако кардиоваскулярная токсичность, вызванная таргетной терапией рака, иногда является критической проблемой у пациентов, получающих новые противоопухолевые препараты. Кардиоонкология является одним из новых направлений медицины, которое привлекает внимание множества экспертов, несмотря на то что многие механизмы сердечно-сосудистых осложнений противоопухолевой терапии находятся на стадии изучения. В данном обзоре, согласно современным положениям, отображены механизмы развития, проблемы диагностики и мониторинга кардиоваскулярной безопасности, представления о профилактике кардиотоксичности, индуцированной химиотерапией и таргетными препаратами.
Цель - оценить характер изменений типов ремоделирования миокарда левого желудочка у пациентов с острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST, среднего, пожилого и старческого возраста в течение 6 месяцев после успешной реваскуляризации. Материалы и методы. В исследование включены 132 пациента с острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST, Killip I в сочетании с артериальной гипертензией (длительность артериальной гипертензии от 5 до 30 лет), которые были распределены на 3 возрастные группы: пациенты среднего возраста (45-59 лет) - 48 человек, пациенты пожилого возраста (60-74 года) - 44 человека, пациенты старческого возраста (75-89 лет) - 40 человек. У пациентов методом допплер-эхокардиографии оценивался тип ремоделирования левого желудочка с определением относительной толщины стенки и индекса массы миокарда левого желудочка в первые 12 часов с момента развития ангинозного синдрома, и через 6 месяцев на фоне традиционной медикаментозной терапии. Всем пациентам выполнено чрескожное коронарное вмешательство, стентирование в первые 12 часов от начала ангинозного приступа. Результаты. Установлено, что исходно при развитии острого инфаркта миокарда пациенты старческого возраста чаще имели эксцентрическую гипертрофию левого желудочка (25%), чем пациенты среднего (6%) и пожилого возраста (11%). Через 6 месяцев у пациентов среднего возраста тип ремоделирования эксцентрическая гипертрофия вырос до 14%, у пожилых до 23%, у пациентов старческого возраста до 50%. Заключение. У больных, перенесших острый инфаркт миокарда, на фоне традиционной терапии и реабилитации имеют место изменения типов ремоделирования миокарда ЛЖ: возрастает эксцентрическая гипертрофия у среднего возраста до 14%, у пожилого до 23%, у старческого до 50%. Пациенты пожилого и, в особенности, старческого возраста в отдаленный период после острого инфаркта миокарда имеют высокие риски развития типа ремоделирования миокарда левого желудочка эксцентрическая гипертрофия.
Для исследования тканей пародонта, воспалительные и дистрофические заболевания которых встречаются более чем у 50% населения земного шара, используют реопарадонтографию, лазерную допплеровскую флоуметрию, ультразвуковую высокочастотную допплерографию (эхоостеометрию) и др., которые часто недоступны для учреждений здравоохранения из-за необходимости наличия специальной дорогостоящей аппаратуры, подготовленного персонала по функциональной диагностики. Цель работы - провести корреляцию оценки состояния тканей пародонта при хроническом генерализованном пародонтите с помощью современных методов функциональной диагностики и с использованием пробы, позволяющей определить стойкость капилляров десны. В ходе работы обследованы 152 взрослых пациента в возрасте 45-56 лет, из которых у 36 чел. патология в пародонте не диагностирована, а 116 чел. страдали хроническим генерализованным пародонтитом разной степени тяжести. У всех пациентов для оценки морфофункционального состояния тканей пародонта применили капилляроскопию, лазерную допплеровскую флоуметрию, пробу Кулаженко, индекс периферического кровообращения в десне. У людей, страдающих хроническим генерализованным пародонтитом, состояние пародонта с помощью указанных методов исследования оценено также спустя месяц после завершения комплексного лечения. Показано, что предложенные в прошлом веке проба Кулаженко и созданная на ее основе методика индексной оценки периферического кровообращения в тканях десны четко и достоверно коррелируют с показателями, полученными с помощью современной техники для изучения гемомикроциркуляции. Поэтому эти методики должны сохранить свою актуальность для практической стоматологии, тем более, что применение пробы Кулаженко оказывает существенное положительное лечебное воздействие на ткани пародонта при его воспалительной патологии, а использование ИПКД позволяет объективно оценивать эффективность лечебных и профилактических мероприятий, в том числе во время диспансеризации пародонтологических пациентов.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель: выявить закономерность возрастных изменений головного указателя и определить динамику поперечного и продольного размеров таламусов у мезоцефалов по данным магнитно-резонансной томографии. Материал и методы. Проведен анализ данных магнитно-резонансно-томографического исследования головного мозга 78 человек (37 мужчин и 41 женщины). В зависимости от возраста всех обследуемых разделили на две группы. I группу составили 43 человека (21 мужчина и 22 женщины) первого периода зрелого возраста (29,19±0,73 года), II группу - 35 человек (16 мужчин и 19 женщин) старческого возраста (78,97±0,61 года). Индекс ширины черепа и индекс длины черепа рассчитывали по крайним выступающим точкам на аксиальном срезе в режиме реконструкции 3D. Морфометрическое исследование таламусов включало определение их линейных размеров в аксиальной плоскости: поперечного (расстояния от наиболее удаленных медиальной и латеральной точек) и продольного (расстояния от наиболее удаленных передней и задней точек). Результаты. Анализ значений головного указателя выявил их статистически достоверное преобладание у мужчин в сравнении с женщинами в первом периоде зрелого возраста (p<0,01). В старческом возрасте по данному признаку половых различий не установлено, однако просматривается тенденция к превалированию значений головного указателя у мужчин в сравнении с женщинами (p>0,05). Установлено, что поперечные и продольные размеры таламусов в обеих гемисферах превалируют как у мужчин, так и у женщин в первом периоде зрелого возраста в сравнении со старческим возрастом (p<0,01). При сравнении размеров таламусов правой и левой гемисфер, как в первом периоде зрелого возраста, так и в старческом возрасте статистически достоверных различий параметров не выявлено, но отмечается тенденция к их преобладанию в левом таламусе (p>0,05). Заключение. Результаты, полученные в ходе данного исследования, дополняют имеющиеся в научной литературе сведения о возрастных изменениях головного указателя, а также о морфометрических характеристиках таламусов у лиц обоего пола в первом периоде зрелого возраста и в старческом возрасте, что дает возможность осуществить персонифицированный подход во врачебной практике, а также использовать эти данные в дальнейших клинических и фундаментальных исследованиях.
Целью исследования было провести сравнительную оценку активности репаративного остеогенеза и функции нейтрофилов при введении в область экспериментального перелома пептидов тимогена, даларгина, Gly-His-Lys (GHK) и их парных комбинаций. Материалы и методы. Пептиды вводили крысам Вистар в область перелома в течение десяти дней со дня травмы. Использовались эквимолярные разовые дозы препаратов: даларгин - 1,2 мкг/кг, а тимоген и GHК вводили в дозе 0,5 мкг/кг массы. Репаративную активность остеогенеза оценивали гистологически и рентгенологически. Определяли фагоцитарную и кислородзависимую активности нейтрофилов крови. Результаты. Все пептиды и их парные сочетания повышали активность репаративного остеогенеза. Еще более выраженая активность репарации костной ткани наблюдалась при введении пептида GHК в комбинации с даларгином или тимогеном с максимальной выраженностью у животных, получавших сочетанные введения GHК и даларгина. Также перелом бедренной кости у экспериментальных крыс сопровождался снижением фагоцитарной и кислородзависимой активностей нейтрофилов. Пептиды повышали показатели активности нейтрофилов, более выраженно при использовании парных сочетаний пептидов и с проявлением корригирующего эффекта у животных, получавших сочетанные введения GHК и даларгина. Заключение. При переломах трубчатых костей благодаря синергичному действию пептидов Gly-His-Lys, тимогена и даларгина происходит существенное усиление репаративного и стимулирующего функцию нейтрофилов эффектов, что может быть использовано для активации репаративного остеогенеза и бактерицидной активности нейтрофилов.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ
В ассортименте аптечных организаций наряду с зарегистрированными лекарственными препаратами (ЛП) присутствует достаточно большое число биологически активных добавок (БАД). В связи с огромным темпом роста количества БАД на фармацевтическом рынке проверка их качества, эффективности, безопасности и разработка новых методов исследования в этой области приобретает особое значение. Цель работы: провести определение содержания примесей неорганической природы (свинец, кадмий, мышьяк, ртуть) в выбранных объектах. В результате изучения ассортиментного состава БАД, а также нормативной документации для исследования были выбраны следующие объекты: Мумие алтайское «Бальзам гор», таблетки, производитель - ООО «Фарм-продукт», Россия, г. Барнаул, БАД к пище - источник гуминовых кислот, не является лекарством, были получены через аптечную сеть. Спирулина ВЭЛ®, таблетки, производитель ООО - «В-МИН», Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, БАД к пище - источник фикоцианинов и бета-каротина, не является лекарством, были получены через аптечную сеть. Материалы и методы. Для определения свинца, кадмия и мышьяка был выбран метод атомно-абсорбционной спектрометрии путем измерения величины поглощения (абсорбции) излучения при определенной длине волны, соответствующей определяемому элементу. Для определения ртути использовали экстракционно-фотометрический метод, основанный на образовании комплексного соединения Hg2+ с дитизоном и измерении степени поглощения немонохроматического света образованным комплексом. Результаты. Содержание свинца-иона, кадмия-иона и ртути-иона не превышает предельно допустимых уровней для обоих образцов согласно требованиям как Технического регламента, так и Государственной Фармакопеи (ГФ) XIV, тогда как содержание мышьяка превышает для образца Мумие согласно требованиям ГФ XIV, однако не превышает согласно требованиям ТР ТС 021/2011. Заключение. Установлено, что содержание тяжелых металлов и мышьяка не превышает допустимый уровень согласно требованиям Технологического регламента Таможенного союза 021/2011 для обоих образцов. Если сравнивать с требованиями ОФС.1.5.3.0009.15 ГФ XIV, то наблюдается превышение допустимого уровня содержания мышьяка в образце Мумие.
Статья посвящена исследованию элементного состава в надземной части пустырника уменьшенного ( Leonurus deminutus V. Kreсz.), наиболее распространенного на территории Центральной Сибири. Данный вид относится к растениям народной медицины, используется в качестве седативного и гипотензивного средства в виде настоев, настоек и свежего сока. Цель работы: изучить элементный состав надземной части L. deminutus флоры Центральной Сибири. Материалы и методы. Объект исследования - надземные органы L. deminutus , заготовленные в период цветения в 2020 г. в Иркутской области. Для изучения состава элементов использовали метод масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой (ICP-MS) с помощью квадрупольного масс-спектрометра «Agilent 7500 ce». Результаты. В надземных органах L. deminutus было обнаружено 72 элемента, 9 из которых относятся к группе макроэлементов (Al, K, C, Si, Mg, Na, S, P, Сl), остальные к группе микро- и ультрамикроэлементов (наибольшую ценность представляют Fe, Mn, Zn, Cu, V, Cr). Содержание тяжелых металлов и мышьяка соответствует допустимым нормам, регламентируемым Государственной Фармакопеей Российской Федерации XIV. Заключение. Впервые исследован состав элементов в надземных органах L. deminutus . Полученные данные свидетельствуют о перспективности применения исследуемого вида в качестве резервного источника минералов.
В настоящее время актуальным становится вопрос создания и внедрения в медицинскую практику лекарственных препаратов отечественного производства, качество изготовления которых устанавливается с применением объективных, высокочувствительных оптических физико-химических методов. Цель: разработать спектрофотометрический способ анализа пропранолола в мази «Пропранозоль», изготовленной на основе геля «Тизоль». Материалы и методы. При исследовании использовали фармацевтическую субстанцию пропранолола, гель «Тизоль», мягкую лекарственную форму «Пропранозоль», содержащую 0,5% бета-адреноблокатора в титансодержащей основе. Анализ осуществляли спектрофотометрическим методом в ближней ультрафиолетовой области с помощью отечественного прибора СФ-2000. Валидацию методики проводили согласно Государственной Фармакопее Российской Федерации XIV издания, ОФС.1.1.0012.15 «Валидация аналитических методик». Разработанная методика валидирована по следующим метрологическим характеристикам: специфичность, линейность, правильность, прецизионность. Статистическую обработку результатов измерений проводили согласно требованиям ГФ РФ XIV издания методами современной математической статистики (регрессионный анализ), с применением персонального компьютера и пакета приложений MSOffice. Результаты. При изучении спектров поглощения пропранолола в ультрафиолетовой области установлено, что спектрофотометрический анализ данного соединения рационально осуществлять при длине волны 290 нм. Содержание пропранолола в мягкой лекарственной форме, найденное по уравнению калибровочного графика, находится в пределах 0,0470 - 0,0582 г, что соответствует допустимым нормам отклонений, приведенных в нормативной документации. Заключение. В ходе экспериментального исследования выбраны оптимальные условия и разработан способ спектрофотометрического количественного определения пропранолола в мази «Пропранозоль» с относительной ошибкой, не превышающей ±1,60%.
ISSN 1998-5754 (Online)