Комплаентность, социально-психологический профиль и удовлетворенность пациентов пожилого и старческого возраста оказанием кардиологической помощи в условиях стационара
https://doi.org/10.21626/vestnik/2020-1/01
Аннотация
Цель исследования - изучение комплаентности, социально-психологического профиля и удовлетворенности пациентов пожилого и старческого возраста оказанием кардиологической помощи в условиях круглосуточного стационара.
Материалы и методы. В исследование включены 400 пациентов пожилого и старческого возраста, находившихся на стационарном лечении в ОГБУЗ Окружная больница Костромского округа № 1. Оценивали комплаентность пациентов, их социально-психологический профиль. Определяли тип темперамента пациентов, ценностные ориентации, уровень коммуникабельности. Исследовали индивидуальную стратегию и тактику поведения пациентов в конфликтной ситуации, уровень мотивации пациентов к успеху в лечении.
Результаты. Пациенты старческого возраста более критично, чем люди пожилого возраста, оценивают оказанную помощь, у них чаще отмечаются крайние уровни комплаентности, что может выражаться либо «в слепом» выполнении рекомендаций врачей, либо в их частичном или полном игнорировании и недоверии к врачебным назначениям. Социально-психологическими факторами, негативно влияющими на формирование удовлетворенности пациентов пожилого и старческого возраста оказанной помощью кардиологического профиля в условиях стационара, являются меланхолический тип темперамента, крайние уровни коммуникабельности, противоборствующий стиль поведения в конфликте, подозрительный стиль межличностных отношений, высокий уровень мотивации к успеху в лечении.
Заключение. При работе с пациентами следует учитывать их личностные особенности, проводить этапное психологическое консультирование с формированием психологического портфолио пациента.
Об авторах
Анна Андреевна ГруздеваРоссия
канд. мед. наук, зав. кардиологическим отделением
Михаил Витальевич Ильин
Россия
д-р мед. наук, зав. кафедрой терапии имени профессора Е.Н. Дормидонтова
Список литературы
1. Берсенева Е.А., Мендель С.А., Савостина Е.А., Таирова Р.Т. Результаты анкетирования пациентов с целью оценки организации процессов в медицинском учреждении. Вестник современной клинической медицины. 2018;11(2):59-65. DOI: 10.20969/VSKM.2018.11(2).59-65
2. Волнухин А.В. Анализ приверженности пациентов сети негосударственных поликлиник врачебным назначениям. Научный журнал. 2017;1(14):77-80
3. Головина Н.А. Удовлетворенность населения качеством и доступностью медицинской помощи (по материалам республики Коми). Научные вести. 2018;5:73-78
4. Данилов А.В., Исаенкова Е.А. Методические подходы к измерению удовлетворенности качеством медицинских услуг пациентами для целей формирования управленческих решений на региональном уровне. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2017;3(18):1
5. Ермак Н.А. Личность человека пожилого возраста. Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2007;2:103-105
6. Жуковcкая М.С. Оценка степени удовлетворенности пациента качеством оказания медицинской помощи. Главврач. 2018;2:56-59
7. Кирюхин О.Л., Бузынин В.И. Проблема оценки качества медицинской помощи: ориентация на пациента (аналитический обзор анкет и опросников 1979-2017 годов). Центральный научный вестник. 2017;2(21-38):7-10
8. Литвинцева Н.А. Психологическое тестирование в медицинской практике. Иваново: Ивановский издательский дом, 2018. 324 с.
9. Ломакин С.А., Щетинина И.С. Проблемы повышения доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации. Вестник магистратуры. 2018;12-3(87):12-13
10. Реан А.А., под ред. Психология человека от рождения до смерти. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2016. 651 с.
11. Харьков Е.И., Давыдов Е.Л. Особенности качества жизни и психологические характеристики больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и пути коррекции последних. Российский кардиологический журнал. 2010;15(3):53-57
12. Haynes R.B. Compliance in Health Care. Haynes R.B., Sackett D.L., Taylor D.W., editors. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1979. 516 p.
13. Hill M.N., Miller N.H. Compliance enhancement. A call for multidisciplinary team approaches. Circulation. 1996;93(1):4-6. DOI: 10.1161/01.cir.93.1.4.
14. Hogan T.P., Award A.G., Eastwood R. A self-report scale predictive of drug compliance in schizophrenics: reliability and discriminative validity. Psychol Med. 1983;13(1):177-183. DOI: 10.1017/s0033291700050182
15. Horne R., Weinman J., Hankins M. The Beliefs about Medicines Questionnaire: the development and evaluation of treatment: reliability a new method for assessing the cognitive representation of medication. Psychology & Health. 1999;14(1):1-24. DOI: 10.1080/08870449908407311
16. Montalto M., Dunt D., Vafiadis R. Disease prevention and health promotion activity during consultation by private and community health centre general practitioners. Australian Journal of Primary Health. 19968;2(1):41-47. DOI: 10.1071/PY96006
17. Neutel J.M., Smith D.H.G. Improving patient compliance: a major goal in the management of hypertension. J Clin Hypertens (Greenwich). 2003;5(2):127-132. DOI: 10.1111/j.1524-6175.2003.00495.x
18. Ostberg L., Blaschke T. Adherence to mdication. N Engl J Med. 2005;353(5):487-497. DOI: 10.1056/NEJMra050100.
19. Peabody J.W. An Organizational Analysis of the World Health Organization: Narrowing the Gap between Promise and Performance. Soc Sci Med. 1995;40(6):731-742. DOI: 10.1016/0277-9536(94)00300-i
Рецензия
Для цитирования:
Груздева А.А., Ильин М.В. Комплаентность, социально-психологический профиль и удовлетворенность пациентов пожилого и старческого возраста оказанием кардиологической помощи в условиях стационара. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2020;(1):4-12. https://doi.org/10.21626/vestnik/2020-1/01
For citation:
Gruzdeva A.A., Ilyin M.V. Compliance, social and psychological profile and satisfaction with cardiological care during in-patient hospitalization in elderly and senile patients. Kursk Scientific and Practical Bulletin "Man and His Health". 2020;(1):4-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21626/vestnik/2020-1/01