Preview

Человек и его здоровье

Расширенный поиск

Влияние БОС-тренинга на психофизиологические показатели киберзависимыхи независимых студентов

https://doi.org/10.21626/vestnik/2025-1/05

EDN: KQNZBI

Аннотация

Изучение особенностей высшей нервной деятельности киберзависимых людей и киберспортсменов представляется актуальным, поскольку цифровизация все более плотно охватывает все отрасли нашей жизни, в том числе и профессиональный спорт.

Цель - изучение психофизиологических особенностей людей с киберзависимостью и независимых от видеоигр студентов, а также влияние на них пролонгированного альфа-тренинга с биологической обратной связью (БОС) с целью оптимизации высших функций мозга.

Материалы и методы. С помощью опросника выявили студентов, страдающих зависимостью от видеоигр, и кибернезависимых студентов. Для оценки высших функций мозга и согласованной работы моторных и сенсорных процессов испытуемых с целью определения эффективности работы, степени врабатываемости и психической устойчивости использовали таблицы Шульте, а также тесты на определение времени зрительно-моторной реакции. Далее студенты проходили пролонгированный альфа-тренинг с БОС. Был проведен статистический анализ полученных результатов, в том числе достоверность различий непараметрическими методами.

Результаты. В ходе проведенного исследования в исходном состоянии были выявлены достоверные отличия психофизиологических показателей между группами профессиональных игроманов и кибернезависимых студентов, указывающие на более высокую скорость реакции, а также психологическую устойчивость и эффективность работы у киберориентированных участников по сравнению с независимыми студентами. Дальнейшее проведение пролонгированного альфа-тренинга в обеих группах показало улучшение показателей испытуемых.

Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о благотворном и оптимизирующем влиянии альфа-тренинга на корковую и корково-подкорковую активность как у игроманов, так и у независимых студентов при реализации поставленных задач, что позволяет рекомендовать этот метод для оптимизации высших функций мозга также и для людей различных профессий, где требуются высокая скорость, точность, внимание, умственная продуктивность и психическая устойчивость.

Об авторах

Алла Юрьевна Золотухина


Мария Алексеевна Золотухина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (ТГУ им. Г.Р. Державина)
Россия

студент, ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия



Юлия Алексеевна Котова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (ТГУ им. Г.Р. Державина)
Россия
студент, ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия


Список литературы

1. Померанцев А.А., Круглик И.И., Алтухова С.В., Малык М.Е. Трансформация физической культуры в информационном обществе: тенденции, риски и перспективы. Инновации и Экспертиза. 2020;(2):2.DOI: 10.24411/2541-9056-2020-11013. EDN: UYJSUZ.

2. Глинкина Л.С., Василенко В.Е. Предикторы увлеченности компьютерными играми в период ранней взрослости. Мир науки. Педагогика и психология. 2022;10(2):36. EDN: NEECVE.

3. Barr M., Copeland-Stewart A. Playing Video Games During the COVID-19 Pandemic and Effects on Players' Well-Being. Games and Culture. 2021;17(1): 122-139. DOI: 10.1177/15554120211017036.

4. Пятин В.Ф., Мякишева Ю.В., Громова Д.С., Павлов А.Ф. Экспериментальные способы изучения нейрофизиологических особенностей киберспортсменов (обзор). Журнал медико-биологических исследований. 2023;11(4):471-482.DOI: 10.37482/2687-1491-Z166. EDN: FWTJFE.

5. Богдановская И.М., Королева Н.Н., Привалов А.В. «Cyberpsy» Психологические характеристики киберспортсменов в избранной дисциплине компьютерного спорта. Культура и технологии. 2018;3(4):90-103. EDN: DRCJUF.

6. Воронин А.Д., Данилова А.М., Савельева О.В. Влияние технологий виртуальной реальности на формирование компонентов успешности спортивной деятельности. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022;(11(213)):95-98.DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p95-98. EDN: NPZTFT.

7. Налимова М.Н., Столярова Е.Д. Киберспорт как новая парадигма: комплексный анализ влияния на здоровье человека. OlymPlus. Гуманитарная версия. 2024;(2(19)):75-78.EDN: HAVGKE.

8. Hasslinger J., D'Agostini Souto M., Folkesson Hellstadius L., Bölte S. Neurofeedback in ADHD: A qualitative study of strategy use in slow cortical potential training. PLoS ONE. 2020;15(6):e0233343. DOI: 10.1371/journal.pone.0233343.

9. Farraj N, Reiner M. Applications of Alpha Neurofeedback Processes for Enhanced Mental Manipulation of Unfamiliar Molecular and Spatial Structures. Appl Psychophysiol Biofeedback. 2024;49(3):365-382. DOI: 10.1007/s10484-024-09640-7.

10. Цыганок Т.В., Совершаева С.Л. Актуальность использования альфа-тренинга. В: Медицинская физика, физиология и смежные дисциплины в академической и вyзовской науке. Москва; 2022:512-515. EDN: ZWRJHO.

11. Иконникова Е.С., Люкманов Р.Х., Зонов А.А., Насырова Е.Г., Мельников А.А. Оценка динамики психоэмоционального состояния у пациентов с постковидным синдромом на фоне курса реабилитации с использованием БОС. Москва. 2022:306-310.

12. Сафоничева О.Г., Михайлова О.А., Овсянникова Т.Ю., Рахманина И.Н., Рябова У.Н., Сязина Н.Ю., Франтасова Е.П. Опыт применения альфа-тренинга с биологической обратной связью «Реакор» в коррекции когнитивных функций головного мозга у детей младшего школьного возраста. Вестник новых медицинских технологий. 2023;30(4):47-51. DOI: 10.24412/1609-2163-2023-4-47-51. EDN: WXKICO.

13. Barth B., Mayer-Carius K., Strehl U., Wyckoff S.N., Haeussinger F.B., Fallgatter A.J., Ehlis A.C. A randomized-controlled neurofeedback trial in adult attention-deficit/hyperactivity disorder. Sci Rep. 2021;11(1):16873. DOI: 10.1038/s41598-021-95928-1.

14. Shereena EA, Gupta RK, Bennett CN, et al. EEG Neurofeedback Training in Children With Attention Deficit/Hyperactivity Disorder: A Cognitive and Behavioral Outcome Study. Clin EEG Neurosci. 2019;50(4):242-55. DOI: 10.1177/1550059418813034.

15. Luo X., Guo X., Zhao Q., Zhu Y., Chen Y., Zhang D., Jiang H., Wang Y., et al. A randomized controlled study of remote computerized cognitive, neurofeedback, and combined training in the treatment of children with attention-deficit/hyperactivity disorder. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2023;32(8):1475-1486. DOI: 10.1007/s00787-022-01956-1.


Рецензия

Для цитирования:


Золотухина А.Ю., Золотухина М.А., Котова Ю.А. Влияние БОС-тренинга на психофизиологические показатели киберзависимыхи независимых студентов. Человек и его здоровье. 2025;28(1):41-46. https://doi.org/10.21626/vestnik/2025-1/05. EDN: KQNZBI

For citation:


Zolotukhina A.Yu., Zolotukhina M.A., Kotova Yu.A. Impact of BFB training on the psychophysiological parameters of cyber-dependent and independent students. Humans and their health. 2025;28(1):41-46. (In Russ.) https://doi.org/10.21626/vestnik/2025-1/05. EDN: KQNZBI

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-5746 (Print)
ISSN 1998-5754 (Online)